«Донбасс не простит Украину. Виноваты все, в том числе я»
О том, что началась специальная военная операция украинский военнопленный Илья узнал от президента России Владимира Путина – смотрел российское телевидение, сообщил мужчина. Украинское командование не предупредило военных о начале боевых действий. Сегодня, находясь в плену у российской армии, он рассказал о том как в него стрелял военный ВСУ, как украинские боевики прикрывались мирным населением и обманывали простых жителей Украины, собирая деньги через соцсети.
Илья не собирался участвовать в боевых действиях, но по стечению обстоятельств оказался в самой гуще событий. Будущий военнопленный познакомился с капитаном судна, пребывающего на ремонте в Мариуполе. Тот предложил Илье внештатную должность, не смутившись тем обстоятельством, что Илья не поддерживал киевский режим и открыто высказывался об этом.
«Все, с кем работал в нашей бригаде, относились негативно к расколу, произошедшему на Украине и затяжному конфликту на Донбассе. Об СВО я узнал от Владимира Владимировича Путина – смотрел у себя в каюте российское телевидение. Украинское командование сообщило о происходящем намного позже. Мы получили приказ покинуть корабль», – рассказал пленный.
Командование бросило личный состав корабля в Бердянске и Илья самостоятельно вернулся в Мариуполь. Однако там его остановили на блокпосту и отправили в одну из школ, где он встретился с другими своими сослуживцами, которыми теперь командовал нацгвардеец. Нам все время внушали, что Россия агрессивно напала на Украину.
«Но я-то сам слышал, что это спецоперация по освобождению людей Донбасса, война не была объявлена ни одной из стран. Мне угрожали, запрещали говорить правду о том, что нас держат силой, отдают незаконные приказы. Людей уговаривали идти занимать позиции в жилых домах. Это же незаконно! Каждый военный понимает, что для начала тогда нужно эвакуировать гражданское население. Прикрываться мирными людьми – это как?! Это все равно что если бы моими детьми, мамой прикрылись», – с досадой рассказал Илья.
Вскоре он понял, что город находится в окружении. Командование пыталось скрывать удручающее состояние дел. Говорили, что все это слухи, врали, что в Волновахе находятся украинские военные и что подкрепление уже на подходе. Замполит отправил Илью в составе остальных находящихся в школе охранять один из микрорайонов Мариуполя.
«Я-то без оружия, чего мне туда идти вообще? Нас поставили вперед, сзади шли вооруженные люди нацгвардии и теробороны, и ехал танк, который начал стрелять через нас. Мы врассыпную побежали в частный сектор, там я получил ранение. В меня стрелял украинский военный, метров 30-40 от меня был», – поделился воспоминаниями военнопленный.
Он сказал, что уверен – стреляли в него намеренно.
«Я уличил одного человека в том, что он собирал через соцсети денежные средства якобы на помощь ВСУ. Задал вопрос «Что вы делаете?», а он ответил «Я поделюсь, успокойся». Моя версия, что это он хотел от меня избавиться».
Гражданские доставили раненого Илью в военный госпиталь, который через несколько дней вывезли в бункеры Мариупольского металлургического комбината имени Ильича.
«Я не мог ходить еще тогда. Срочники из нацгвардии, ребята 18-19 лет, которые тоже были брошены на войну, помогали мне. Они нашли вещи заводские какие-то, переодели меня. Нам не разрешали покидать госпиталь под угрозой расстрела, говорили: кто покинет – тот предатель».
Металлургический завод имени Ильича в период боевых действий в Мариуполе
В один момент руководство приняло решение сдаться в плен, к тому времени Илья уже мог самостоятельно передвигаться на костылях. В плену на территории Российской Федерации он находится уже почти год.
«Видно невооруженным глазом, что правительство Украины действует в своих интересах, против своего населения. Обещали одно, а сделали совершенно другое. Народ за них голосовал, потому что они обещали прекратить войну на Донбассе. Сделали ровно наоборот. Лично меня хотели убить украинские военные, а российские наоборот защищали. Они первым делом меня спросили: “Вы хотите есть?”».
Илья уверен, что Донбасс теперь останется с Россией. Население ЛДНР уже никогда не сможет поверить украинским властям.
«Слишком много пережили, не забудут никогда, это ничем не загладить. Виноваты все, в том числе я. Надо было любыми способами с этим бороться. Позиция «моя хата с краю» привела нас к тому, к чему привела».